11:37 

Пилот Пиркс
Взрывы в Космосе не слышны ;)
Х/ф "ПРОМЕТЕЙ", Ридли Скотт

Тем, кто фильм не смотрел, читать не рекомендуется. Это один большой спойлер.
На сей «научный труд» меня сподвигли множественные рецензии, с которыми мое мнение категорически не совпадает.

ИСТОРИЯ

Как и предполагалось, назвав корабль «Прометеем» и отправив Вейланда искать нектар с амброзией, дарующие бессмертие, сценарист Деймон Линделоф дал зрителям такое же условное направление, что и картинки с шестью звездочками, приглашающие к богам . Я ожидала подвоха от человека намутившего «Lost», но открывшийся мне «подлый замысел» оказался полным разочарованием. Ну правда, зачем что-то сочинять? Ведь новое – это хорошо забытое старое. А, если учесть, сколько народу с попкорном не могли забыть того, чего они никогда не знали…
В общем, начнем с того, что забудем про науку, ДНК и прочую хрень. В этом фильме главное – вера, как нам постоянно намекают. И мы будем верить сценаристу, как шумеры своим жрецам и глиняным таблицам. Я не буду давать ссылки на сетевые энциклопедии и википедии, откуда я надергала цитат – Интернет большой, а если знаешь что искать, то найти не проблема. В основном, написано по статьям Золина П.М. и Лимарева В.Н.

Сцена первая – некое существо с тоской смотрит на летающую тарелку, выпивает некую жидкость и рушится в водопад.
«В индоевропейском эпосе творцами первых людей признаются Прометей (что означает «знающий о грядущем», «мыслящий прежде», «предвидящий), в версии, изложенной Проперцием , он вылепил людей из глины, смешав землю с водой , и Афина (Мудрость), которая прикрепляла к каждому слепленному Прометеем человечку бабочку-душу. Люди должны были трудиться вместо младших богов на благо старших».
«Позже у скифов около 26 веков назад известен реальный мудрец Анахарсис ("небесный глас"; харкать-гаркать-говорить), тоже славивший терпение и труд. Конфликт богов разрешил бог Эа, который и посоветовал для тяжких трудов создать смертных людей. По общему согласию в жертву был принесен один из младших богов, аннуаков (небесных). Его кровь смешали с глиной. Затем Мами (Мать) и Эа (Я, Эго) и создали людей.»
И, наконец, у шумеров. «Энки, шумерский бог воды, а также и бог мудрости, установил порядок во вселенной. Гимн превозносит Энки в качестве бога, который надзирает за всем сущим и от которого зависит плодородие полей, садов и стад. Энки и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана, и цель создания человека - трудиться на богов: обрабатывать землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда человек изготовлен, боги определяют ему судьбу и устраивают по этому случаю пир. На пиру захмелевшие Энки и Нинмах начинают снова лепить людей и создают шестерых уродов». Уродство четырех прочесть на табличках не удалось. Но двое, двое… Это женщина, неспособная рожать и существо, лишённое пола. А теперь, напомните мне, сколько человек вошло в пещеру на планете Богов. Правильно, шестеро. И среди них бесплодная Элизабет и бесполый Дэвид (не говорите мне, что он выглядит как мужчина, но об этом потом). Позже, когда Дэвид пробуждает «жокея», с ними уже находится мистер Вейланд. «Когда Нинмах сотворила шестерых уродливых людей, Энки решает и сам заняться творением. Способ, каким он это делает, неясен, но, как бы там ни было, созданное существо оказывается неудавшимся. Теперь Энки озабочен тем, чтобы Нинмах помогла этому несчастному созданию. Нинмах пытается помочь существу, но все напрасно. Нинмах говорит с ним, но оно не может ответить. Она дает ему хлеб для еды, но оно не тянется за ним. Оно не может ни сидеть, ни стоять, ни согнуть колени.» Узнаете? Мистер Вейланд . Однозначно, сценарист не зря ест свой хлеб с черной икрой.
Все понятно, облом. Я смотрю не научную фантастику, а шумерский эпос в скафандрах. ОК. Итак, есть старшие боги, есть младшие боги и есть люди, которые были созданы для тяжелого труда и разрешения конфликта между богами, но послужили поводом для новых распрей, как в древнегреческой версии, так и в шумерской.
Прошло …тысяч лет. «Все дети ждут смерти своих родителей…» Но до поры до времени оказывают им подобающие почести. Познакомьтесь, андроид Дэвид. Если в «Чужих» Бишоп просил называть его синтетическим человеком, то Дэвид надеется, что он на людей не очень похож. Кстати, об именах. В «Чужом» андроида зовут Эш, что в переводе означает пепел или прах (смешав который с водой, люди,возомнившие себя творцами, создали андроида :-) ), а имя Бишоп означает «епископ», а слово «епископ» означает «присматривающий», «надзирающий». Давид переводится в еврейского как «любимый». Какие говорящие имена… Любимое детище Вейланда создано по образу и подобию «отца» даже внешне. Не зря, ох не зря, выясняя отношения, мисс Викерс сжимает его лицо, словно хочет содрать отцовские черты с этого монстра. С какой надеждой она спрашивает все ли живы на корабле… Нет, к сожалению, папа еще не умер.
Насчет пола Дэвида – он однозначно беспол. Тут не имеется в виду точность воспроизведения мужской особи человека. Просто его физиология усечена априори. У него другие функции. Он идеальный ученый - тщеславен, не обременен моралью, фантастически обучаем и патологически любопытен. В общем, щедро одарен достоинствами. Прямо-таки... Пандора, что означает «всем одаренная». Не верите? «...Искусный Гефест по приказанию Зевса выковал для него статую прекрасной девушки. Афина покрыла ее блестящим покрывалом и вдохнула в ее грудь дыхание жизни. Афродита наделила ее божественной красотой, а Гермес дал ей дар слова». Ну, точный рецепт изготовления синтетического человека . Для поддержания божественной красоты Дэвид трогательно подкрашивает корни волос. Он однозначно считает себя лучше людей – ведь он не из глины, он выкован по приказу Зевса и также бессмертен. Так я и думала вначале, когда наш Дэвид-Пандора ковырял пальчиком божественную субстанцию. Но, через несколько минут я узнаю о бесплодности Элизабет, вспоминаю шумеров и…вот оно! «При раздаче привелегий высшим богом Энки, честолюбивая Инанна сочла себя обойденной. Она горько упрекает Энки и тот утешает ее, что на самом деле власть ее велика — в ее ведении посох, кнут и пучок камыша(дудочка с пульта управления? ), прорицание оракула о войне, изготовление нарядных одежд. Инанна добивается особой милости и получает возможность разрушать неразрушимое и уничтожать неуничтожимое». Планета Венера (богиня любви) именовалась у шумеров Инанной. Как и полагается, основные персонажи несут двойную нагрузку. Поднявшись над обычными людьми, они обожествляются, а с точки зрения богов – это бракованные человечки.

Сцена вторая – голограммы мечущихся инопланетян. Бегство? Вторая группа спокойно, без признаков тревоги, прокладывает маршрут среди звезд, пакуется в капсулы и…никуда не летит. Зал с капсулами неизвестного назначения, каменная голова, меняющиеся фрески и барельеф Чужого. «Согласно шумерскому варианту космогонического мифа, первичной стихией мира являлся водный хаос, кишевший чудовищами. В его недрах зародилась твердь в виде огромной горы, вершиной которой был бог неба Ан (Ану), изображаемый с рогатой тиарой на голове…». Чужой...
Комната с капсулами – это святилище? Старшие боги с барельефа помнят о жертве одного из младших богов? Черная жидкость в капсулах – что это? В этот зал две тысячи лет забежали несколько инопланетян в скафандрах. Где они или их останки?
«…Славят бога подземных вод и мудрости Энки, хранящего все ME в своем дворце Эабзу. К Энки приезжают младшие боги, чтобы воздать ему почести, принести жертвы и в награду получить часть положенных им ME. ME помогают одержать победу в войне, укрепляют власть правителя и способствуют увеличению населения и приросту урожая в его городе. Однако дочь Энки, своевольная богиня Инанна, приехав к отцу, обманом похищает ME. Все усилия отца вернуть их оказываются безуспешными. Из плачей по разрушенным городам и храмам Шумера мы узнаем, что погибли их ME и вместе с ними погибла вся мирная жизнь, точнее — весь порядок жизни в городах. Таковы ME. Они связаны с весенним периодом истории года и в то же время с начальным периодом существования мира. Они идеальны и в то же время воплощают в себе силу вещей и свойств мира; они недоступны для смертного правителя, но являются обязательным атрибутом его правления; они многочисленны, но их наличие способствует единению людей в одно государство; сами по себе они бесплодны, но только с их помощью возможно умножение людей и вещей.
Для описания Ме понадобилось более десятка различных слов, каждое из которых передавало какое–нибудь одно свойство этой категории: «явление» (также «ритуала), «слово», «потенция», «тайная, «жизнь», «радостное возбуждение» и т.д. Общий смысл — ниспосланная Небом благодать, дающая правильный порядок вещей и положительный результат при следовании этому имперсональному порядку».
«МЕ нельзя определить и объяснить как предмет, поскольку этой категорией маркируется процесс, точнее - начальная фаза любого процесса, представляющая собой выделение объекта из числа подобных, его самодекларацию посредством формального и актуального проявления в мире и совокупность его свойств, вступающих в отношение со свойствами познающего и наблюдающего интеллекта. Эта фаза воления может иметь как пространственную, так и временную интерпретацию, представая в пространстве как наглядный образ объекта или предмет, обеспечивающий его существование, а во времени».
Вот так вам! Это не просто маслянистая фигня! Вся капитанская рубка облицована капсулами с МЕ. Какое бактериологическое оружие, о чем вы? Я понимаю, когда в тесном танке экипаж «сидит» на боезапасе, но есть ли в этом необходимость на таком гигантском корабле? Найденная планета однозначно не военная база. Подозреваю, что зал с каменной головой – это ритуальный зал. Своеобразный колумбарий. Тела богов преобразуются в некую жидкость, которая является носителем информации и энергии. Далее эти капсулы могут применяться для энергии корабля и для других созидательных или разрушительных действий. Возможно, они могут вновь вернуть жизнь усопшему богу. Вся информация, после смерти, сохраняется в виде этой субстанции. Видимо, есть какой-то временной отрезок «выдержки и обработки» капсул в ритуальном зале.

Сцена третья. Прихватив тайком одну из капсул с МЕ, хитроумный Дэвид нарушил целостность хранилища. И , пока червячки, занесенные «с улицы», на ботинках беспечных землян, потребляют Божественную Энергию большими глотками, Дэвид-Инанна решается на эксперимент. Он, практически, по-женски флиртует с археологом, разводя его на условное «да». Смотрим у шумеров. «Став обладательницей МЕ, Инанна раздает его полюбившимся ей правителям, которые становятся её мужьями. Став мужем Инанны, земной человек приобретает божественность. Приобретает дарованное богами право на власть, т.е. становится законным правителем. Половая близость царь с богиней Инанной подтверждает его царский статус. Шумерский ритуал совокупления царя со жрицей, представляющей Инанну, проводился ежегодно». Ай, ай! А Дэвид-то бесполый. Ну да ладно, жрицей будет Элизабет.
Все бы хорошо, да исходный материальчик не рассчитан на людей. И на червяков, кстати, тоже. Вот и забегали зомбо-монстры по кораблю. Ну не дозволено быку то, что дозволено Юпитеру!
Происходит осквернение материала червячкам и человеками. Старые боги начинают перерождаться неестественным путем и на низкокачественном материале.
Вспомним еще раз по рогатого бога Ану. «У шумеров "ан" обозначал небо; в индоевропейском санскрите - мать. У римлян "анус: янус", в котором "ус" значило - кольцо, круг и старая женщина. Двуликий бог Янус у римлян – бог вечного возвращения.
Игры многих народов, где соперники стреляют или бросают предметы в кольцо, а победитель награждается знаком богини (белым платком), воспроизводят древние ритуалы оплодотворения» . «По некоторым иным представлениям, корню-онониму А - десятки тысячелетий. Образ имеет множество трактовок. Ан (Он) - небесный Логос всего мироздания. Генеалогию богов у шумеров иногда начинают с "Божественного господина Мэ Вселенной" и "Божественной госпожи Мэ Вселенной": Мэ (Ма, Мы, Му, Муж) - таинственная сила, образующая сущность (природу) каждой вещи. Первобоги вступали в хоровод, брались за руки и затем бросали жребий. Ану досталось небо, он был признан "старшим". И сотворил небеса - обитель богов. После этого почил, погрузившись в созерцание».
Символ Инанны, ставший знаком-идеограммой её имени - кольцо с лентой. Не просто так у инопланетян корабль, в виде надкусанного бублика . К тому же, есть еще некий "небесный бык" Гугальанн . Древний текст, как утверждает исследователь Ситчин не дает точного описания «небесного быка». Шумерский термин для его обозначения — ГУДАН.НА — может быть интерпретирован как «атакующее оружие Ану»,«крылатая ракета». Древние художники часто изображали сражение Гильгамеша с обыкновенным быком; (за сражением обычно наблюдала обнаженная Иштар, Адад). Однако из текста бык представлял собой механическое устройство из металла с двумя выступами («рогами»).

Что же нас ждет в «Прометее-2»? Однозначно, похождения Инанны в аду (нижнем мире). Вот вам краткий вариант сценария. «Инанна спустилась в подземное царство своей сестры Эрешкигаль (читай – королева Чужих). Стражам у ворот Инанна объяснила, зачем пришла: "Из-за моей сестры Эрешкигаль". Затем она заявила, что непременно хочет увидеть погребение "небесного быка" Гугальанна (читай, угнать рогатый боевой корабль). У каждых из семи ворот подземного мира Инанна лишалась одного из элементов одеяния (или земных атрибутов, включающих ее духовный сан, женскую силу и царственную власть), пока не осталась совсем нагой. В итоге богиня погибает от "взгляда смерти" Эрешкигаль, которая вешает ее труп "на крюк" (узнаете способ Чужих лепить своих жертв на стены и потолок?). Бог Энки пришел на помощь Инанне. Взяв грязь из-под ногтей, он создал двух бесполых существ, которые могли облегчить боли Эрешкигаль, страдающей от родовых мук, поскольку с уходом богини любви и плодородия прекратились роды на земле. В благодарность бесполые существа (наш Дэвид) просят оживить Инанну. Эрешкигаль соглашается, и богиня возрождается. Уходя из царства сестры, Инанна предложила найти себе замену.» Кстати, Инанна отправила вместо себя мужа и его сестру, следовательно, кто-то из младших богов будет ей помогать. И еще очень важный момент - до "скрещивания" с Элизабет, старые боги не размножались с помощью яиц и "лицехватов". И корабль, который потом нашла команда Рипли, везет в себе "наследство", получившееся в результате посещения Элизабет Планеты Старых Богов.
А в «Прометее-3», возможно, нас ждет Гильгамеш – сын царя и жрицы Инанны. Он ведь уже родился в последних кадрах «Прометея-1». )))))).

P.S. Почему Дэвид два года наслаждался «Лоуренсом Аравийским»? С одной стороны, это шуточный привет нашим космонавтам, пересматривающим «какой-то приключенческий фильм с перестрелками в песках» - «Белое солнце Пустыни» . А с другой… Я хорошо помню этот фильм. Человек, бывший незаметным и, по мнению некоторых, никчемным, в обычной жизни, попадает в среду, раскрывшую его потенциал. И потенциал оказался неслабым. Его храбрость, сила воли, великодушие, помноженные на фантастическую удачливость, приводят к тому, что окружающие начинают ровнять его с Богом! И он сам убежден в этом вполне искренне, пока судьба не «свергает» его на землю. Да просто посмотрите фильм сами - он гораздо лучше «Прометея».
P.P.S. В кого верит, нося крест, Элизабет? Ведь христианский Бог это не то, что она исступленно ищет в космосе. На ее кресте сверху круглая бусина, что неприемлемо для креста христианского, но делает его похожим на египетский крест анкх – ключ жизни.

КОСЯКИ и НЕ косяки
1) Эластичный бинт, намотанный на манер древних греков, скрепленный металлическими скрепками вместо обычного белья. Аут!
2) «Глупость» биолога меня не удивляет. Сразу вспоминаю Николая Дроздова, держащего в руках какую-то кусающую его гадость и нежно воркующего: «Ну зачем же ты меня грызешь, деточка моя?» . Такие они, биологи-зоологи :).
3) Капитана, который засек органику и говорит, что все ОК, оставайтесь там, тоже понимаю. Что он должен был сказать людям, которые не имели возможность уйти из ловушки? «Да, я вижу кучу инопланетянских трупов! Предайтесь панике, побегайте с воплями по коридорам, сойдите с ума от неизвестности – я вас забрать не могу!» Он поступил разумно, успокоив их сбоем в программе. Но! Далее он должен был сидеть, контролировать ситуацию и искать решения при каких-то изменениях. Хотя, покажите мне мужика, который откажется потрахаться с Шарлиз Терон .
4) Медицинский модуль, заточенный под мужика, должен был вырезать не только зародыш, но и всю матку, т.к. этого органа нет в его памяти. То, что Элизабет бегает, как конь, после полостной операции, не удивляет. Полагаю, что колола она себе не обезболивающее, а нечто вроде «боевого коктейля», чтобы не отрубиться и контролировать ситуацию. Не понимаю, почему всех возмущает «забивание раны степлером». Скобы вместо швов в медицине давно используют.
5) Политкорректный экипаж из негра, китайца и еврея, картинно таранящий «бублик» вызывает истерический смех. «Поднимите руки!» А то что? За три секунды до столкновения кто-то погасит инерцию корабля или изменит траекторию? Дешевейшие понты и пафос.
6) Геолог, заблудившийся на корабле не нонсенс. Сканеры передавали данные на компьютер корабля, он их обрабатывал и строил карту. Затем, готовая карта транслировалась на монитор геолога. Во время бури были сбои в связи, вот и не мог посмотреть путь.
7) Невероятно, но посадочная глиссада «Прометея» под прямым углом пересекла долину инопланетян и пирамида была в пределах видимости глаза. Неисповедимы пути Господни! Если я буду наугад сажать свой корабль на планете Земля, какой у меня шанс случайно вырулить к пирамиде в Гизе?
8) Падение «бублика». Смешно. Инерцию удара погасил, не отлетел – верю, масса огромная. Но, встал колесом и покатился давить двух крошечных теток... Забьем на законы физики – всем движет воля сценариста!
9) С чего инопланетянин выскочил Элизабет добивать? Да еще без шлема… Там были еще корабли. Один сбили, садись в другой и дуй на свою планету. Тетка сама помрет. Или был уверен, что она сможет найти остальные корабли и управлять одним из них?
10) Охрененно точная карта с наскальных рисунков. Без проблем, по этим шести звездочкам, невидимым с Земли, можно было найти нужную звездную систему. Тем более, что это «не карта, а приглашение» :).
11) На стене Дэвид находит слизь. Не засохла за 2000 лет или Чужой все еще гуляет по коридорам?
12) Во сне Элизабет видит себя, маленькую, со стороны. Нетипично для сна. И еще. В то время, когда «космические корабли бороздят просторы Вселенной» и андроиды создаются в промышленных масштабах, вакцину от лихорадки Эбола все еще изобретают. Мне грустно - ведь ее "опробовали на кроликах" в 2011 году с 80% успехом.
13) Сцена «оживления» отрубленной головы – бред редчайший. Подкожные образования, но все стерильно… Зато, как рвануло!

Интересует вопрос Дэвида, на который компьютер, в самом начале фильма, сообщил: «Ответ – нет» :).

@темы: Кино

URL
   

Открытый космос

главная